Батарея является важной частью бортовой сети автомобиля. Когда приходит время замены, некоторые водители устанавливают гелевый аккумулятор. При выборе учитывают технические характеристики, преимущества и недостатки устройства.

вид

Гелевый аккумулятор.

Что такое гелевая АКБ

Такая АКБ относится к свинцово-кислотным элементам питания. Электролит находится не в жидком, а в желеобразном состоянии.

Корпус является герметичным, из-за чего аккумулятор входит в категорию необслуживаемых. В остальном гелевая АКБ мало отличается от других моделей.

Конструкция

Наполнитель стандартных изделий представляет собой водный раствор серной кислоты. Гелевые источники питания содержат вязкий кислотный состав. Это становится возможным благодаря добавлению силиконового загустителя. Несколько банок из прочного пластика соединяются друг с другом, образуя корпус батареи.

Основными частями конструкции являются:

  • аноды и катоды;
  • пористые сепараторные пластины;
  • токовыводы;
  • клапаны;
  • состав, проводящий ток;
  • корпус.
конструкция

Конструкция гелевого аккумулятора.

Выработка электрической энергии протекает по тому же принципу, что и в простых кислотных аккумуляторах для автомобиля. Заряженный источник подает ток при подключении приборов-потребителей. По мере разряда напряжение падает, плотность кислотного раствора снижается.

Характеристики GEL-аккумуляторов

При покупке гелевого автомобильного аккумулятора обращают внимание на такие характеристики:

  1. Емкость. Параметр выражается в ампер/часах. Он позволяет оценить время, в течение которого элемент питания может подавать ток силой 1 А. Для гелевой АКБ этот показатель составляет 26-260 А/ч.
  2. Максимальный ток, выдаваемый зарядным устройством. Отражает допустимые параметры электроэнергии, используемой при восстановлении заряда АКБ.
  3. Наибольшая пусковая мощность. Отражает максимальную силу тока, которую батарея может выдавать в течение некоторого промежутка времени.
  4. Напряжение на токовыводах. Для гелевого аккумулятора характерен параметр в 12 вольт.
  5. Вес. Масса определяется емкостью устройства. Вес гелевого источника питания составляет 8-52 кг.

Маркировка гелевых АКБ

Расшифровав маркировку, покупатель может узнать, когда был выпущен аккумулятор.

Кстати, почитайте эту статью тоже:  Как зарядить аккумулятор автомобиля без зарядного устройства

Значение цифр кода зависит от марки прибора:

маркировка

Маркировка гелевого аккумулятора.

  1. Optima. Код выбивается на пластиковых элементах корпуса. Первый символ означает год, последующие – месяц выпуска. Иногда дата производства указывается на этикетке. В верхнем ряду можно найти код месяца, в нижнем – год.
  2. Delta. Рассматривая наклейку с маркировкой, обращают внимание на первые 4 символа. Год и месяц отмечаются не числовыми, а буквенными обозначениями. Следующие за комбинацией символов цифры помогают узнать день выпуска.
  3. Varta. 4-й символ маркировки отражает год производства, 5-й и 6-й – месяц.

Срок службы

Пластина выполняется из устойчивого к коррозии материала, поэтому срок эксплуатации достигает 10 лет. Этот показатель может меняться в зависимости от условий использования АКБ. Аккумулятор быстрее выходит из строя, если его постоянно эксплуатируют при низких или высоких температурах.

При нагревании и замораживании структура электролита меняется, что негативно отражается на емкости. Срок службы уменьшается при постоянном недозаряде.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

плюсы и минусы

Особенности гелевых аккумуляторов.

К достоинствам гелевых батарей для авто относятся:

  1. Возможность использования в течение 10 лет. Элемент питания выдерживает до 400 циклов разряда-заряда.
  2. Нечувствительность к критическому разряду. Необходимость частой подзарядки отсутствует.
  3. Небольшой саморазряд. Этот показатель составляет не более 20% в год.
  4. Устойчивость к механическим повреждениям. Объясняется высоким качеством корпуса, электролита и пластин.
  5. Высокий коэффициент полезного действия при небольшом внутреннем сопротивлении.
  6. Герметичность корпуса. Это не только исключает необходимость регулярного обслуживания, но и делает батарею безопасной для окружающей среды.

Гелевым источникам питания свойственны такие недостатки:

  1. Необходимость постоянного контроля силы тока и напряжения при зарядке. При превышении разрешенных значений компоненты аккумулятора начнут разрушаться.
  2. Чувствительность к заморозке. При температуре ниже -40°С электролит застывает и начинает хуже проводить электричество.
  3. Повышенный риск короткого замыкания.
  4. Высокая цена.
Кстати, почитайте эту статью тоже:  Как реанимировать литий-ионный аккумулятор

Отличие гелевых батарей от кислотных и AGM

Свинцово-кислотные АКБ отличаются приемлемой ценой, но меньшим сроком службы. Эти источники питания требуют обслуживания, но являются менее чувствительными к перезаряду.

гелевый или кислотный

Обзор и отличие аккумуляторов.

Электролит AGM-батареи представлен не жидкостью, а гелем. Составом пропитывается стекловолокно, размещенное между пластинами. Разница заключается в том, что благодаря компактным размерам деталей емкость такого аккумулятора выше, чем у GEL-АКБ. Источник питания быстро восстанавливает заряд и выдает пусковой ток высокой силы. Однако в отличие от гелевого AGM-аккумулятор выдерживает меньшее количество циклов разряда-заряда.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Такие АКБ чувствительны к напряжению и силе тока, поэтому нужно регулировать эти параметры. Нельзя использовать зарядные устройства, предназначенные для классических батарей.

При зарядке соблюдают правила:

  1. Правильный выбор силы тока. Она должна равняться 10% емкости элемента питания. Например, аккумулятор на 80 А/ч заряжают током 8 А. При ускоренной зарядке этот показатель можно увеличить до 30%. Иногда на корпусе указывается максимальная сила тока.
  2. Контроль напряжения. Этот показатель должен составлять не более 14,5 В. Повышение напряжения приводит к разжижению геля и выходу батареи из строя. Допустимое значение также указывается на корпусе изделия.

Стандартный режим зарядки длится не менее 10 часов. Есть возможность поддержания заряда. Такой метод применяется для восстановления емкости. Допустимые параметры подзарядки указываются на этикетке.

Зарядка для гелевых АКБ своими руками

Для сборки самодельного ЗУ потребуются:

  • микросхема L200C;
  • трансформатор;
  • несколько резисторов;
  • переключатель.

Составляя электрическую цепь, нужно следовать соответствующим схемам. Неправильно собранное ЗУ может быстро вывести гелевую АКБ из строя.

Обслуживание аккумулятора

При правильной эксплуатации изделие прослужит не менее 7-10 лет, не требуя ремонта. Если наблюдается разрушение пластины, восстановить батарею не получится.

Кстати, почитайте эту статью тоже:  Открыть страницу не удалось потому что на ней есть ошибка - что делать

Улучшить характеристики аккумулятора можно в таких случаях:

  1. Снижение емкости. Происходит из-за затвердевания электролита. В таком случае состав разбавляют дистиллированной водой.
  2. Сульфатация пластин. При длительном использовании аккумулятора эти элементы покрываются сульфатным налетом, который нужно удалять. Для десульфатации применяют специальное средство – “Трилон В”. Его заливают в заранее осушенный аккумулятор в количестве, которое указано в инструкции. После очищения пластин электролит возвращают на место. Иногда десульфатацию осуществляют с помощью импульсного тока.

Можно ли в гелевый аккумулятор залить электролит или воду

Как в обычный, так и в гелевый элемент питания можно добавлять очищенную воду. Водопроводную жидкость использовать нельзя. Содержащиеся в ней примеси нарушают химическую структуру токопроводящего геля. Чистый кислотный раствор использовать также запрещено.

Похожие статьи